Экскурсия включает обзор следующих дворцов

  1. Строгановский дворец.
  2. Мариинский дворец
  3. Николаевский дворец
  4. Юсуповский дворец
  5. Аничков и Сергиевский дворцы
  6. Шереметьевский дворец
  7. Шуваловский дворец
  8. Михайловский замок и Михайловский дворец
  9. Мраморный дворец.

ШЕРЕМЕТЬЕВСКИЙ ДВОРЕЦ

Шереметьевский дворец

Шереметьевский дворец

В 1712 году Санкт-Петербург приобретает статус столицы России. По указу Петра I город заселяется знатными людьми с целью благоустройства отдельных районов. Среди переселенцев оказался генерал-фельдмаршал граф Борис Петрович Шереметьев, которого государь женил на своей родственнице А.П. Нарышкиной. Специально для них император выделил участок дома № 34 на набережной реки Фонтанки.

Боровиковский Владимир Лукич. Портрет Н.Шереметева

Боровиковский Владимир Лукич. Портрет Н.Шереметева

Граница владения Шереметьева начиналась от берега Фонтанки и заканчивалась трассой будущего Литейного проспекта. При графе построили деревянный дом и служебные флигели, семья жила в усадьбе на Миллионной улице. Со временем сын Бориса Петровича Петр Борисович Шереметьев продал собственность. В 1730-х годах на берегу Фонтанки возвели одноэтажный дворец. Спустя двадцать лет по проекту С.И. Чевакинского и Ф.С. Аргунова надстроили второй этаж. Существует версия, что при проектировании использовались чертежи Ф.-Б.Растрелли.
В 1768 году, после смерти жены и дочери, П.Б. Шереметьев переехал в Москву.

В дальнейшем дворец унаследовал сын П.Б.Шереметьева Николай. Поначалу новый хозяин редко бывал в усадьбе (предпочитал проводить время в Москве), но в 1796 году он обстоятельно поселился в Северной столице. Архитектор И.Е. Старов занялся обновлением интерьеров Фонтанного дома. Николай Петрович организовал во дворце театр с труппой крепостных актеров и оркестр. В 1801 году он дал вольную Прасковье Ивановне Ковалёвой и женился на девушке (см.ниже). Вслед за И.Е. Старовым, помещения во дворце принялись перестраивать Д. Кваренги и А.Н. Воронихин. На территории усадьбы появились Летний дом, Каретные сараи, Садовый павильон.
В 1809 году Фонтанный дом перешел шестилетнему сыну Н.П. Шереметьева Дмитрию, в связи с чем был создан Опекунский совет над имуществом. Во дворце поселился главный попечитель М.И. Донауров с семьей. В 1810-20-х годах по проектам Х. Мейера и Д. Кварди построены Канцелярский, Больничный, Фонтанный и Певческий флигели. В последнем из них поселились хористы Шереметьевской капеллы.
Дмитрий Николаевич служил в Кавалергардском полку, поэтому частыми гостями дворца становились сослуживцы графа, возникло выражение «жить на шереметьевский счёт». Помимо офицеров, в Фонтанном доме часто бывали А.С. Пушкин и художник О.А. Кипренский , создавший здесь знаменитый портрет поэта . В 1837 году граф женился на фрейлине императрицы Александры Фёдоровны Анне Сергеевне. В 1844 году у них родился сын  Сергей.     В мае 1838 года состоялось торжественное открытие чугунной ограды с воротами, украшенными гербом графов Шереметьевых. На музыкальных вечерах в Фонтанном доме выступали Глинка, Берлиоз, Лист, Вильегорский, Шуберт.
В 1849 году умерла первая жена Дмитрия Николаевича, и в 1859 году он женился во второй раз. В новом браке родился сын Александр. В течение 1867 года по проекту Н.Л. Бенуа к Шереметьевскому дворцу пристроили Северный флигель.Смерть графа Дмитрия Николаевича в 1871 году повлекла за собой раздел имущества между его сыновьями, в процессе которого Фонтанный дом унаследовал Сергей Дмитриевич. В 1874 году архитектор А.К. Серебряков построил на территории усадьбы новые пятиэтажные корпуса. Парадная часть осталась неизменной (набережная реки Фонтанки, дом № 34), со стороны Литейного проспекта возвели доходные дома (дом № 51). В начале XX века уничтожены Садовые ворота, Грот, Эрмитаж, Оранжерея, Китайская беседка. Позднее Манеж и Конюшни преобразовали в Театральный зал (ныне Драматический театр на Литейном). В 1914 году по проекту М.В. Красовского здесь построили двухэтажные торговые павильоны.
После революции С.Д. Шереметьев передал Фонтанный дом советской власти. С середины 1924 до 1952 года в одном из флигелей дворца проживала А.А. Ахматова. В дальнейшем в нем располагались всевозможные государственные учреждения. Вскоре великолепные интерьеры залов утратили былую красоту, а построенный Бенуа флигель использовался в качестве жилых квартир.

В конце XX века Шереметевский дворец постепенно начали реставрировать, возрождая атмосферу XVIII столетия. В здании расположился Музей музыкального и театрального искусства. Экспозиция включает в себя историю семьи Шереметьевых, коллекции картин и предметов декоративно-прикладного искусства, огромное собрание музыкальных инструментов. Нередко в Фонтанном доме проводятся художественные выставки, концерты и лекции.

Наряду с Музеем музыкального и театрального искусства, с 1989 года здесь работает Литературно-мемориальный музей А.А. Ахматовой. В нем воссоздана комната, в которой поэтесса писала свои нетленные произведения, оформлены экспозиции из ее книг, фотографий и личных вещей.

С 2006 года площадку у Шереметьевского дворца украшает памятник А.А. Ахматовой, открытый в сороковую годовщину смерти Анны Андреевны.

Н.И. Аргунов (1771‑1829 гг.). Портрет П.И. Ковалевой-Жемчуговой. Собрание Государственного исторического музея. Около 1803 г.

Н.И. Аргунов (1771‑1829 гг.). Портрет П.И. Ковалевой-Жемчуговой. Собрание Государственного исторического музея. Около 1803 г.

Прасковья Ковалёва родилась по одним данным 20 по другим 31 июля в 1768 году в деревне Березники Юхотской волости Ярославской губернии (ныне – Большесельский район Ярославская область) в многодетной семье крепостного кузнеца Шереметьевых.

Portrait of Sheremetev, Nikolay Petrovich, by N. I. Argunov. 1800-ые годы

Portrait of Sheremetev, Nikolay Petrovich, by N. I. Argunov. 1800-ые годы

Род Шереметьевых был одним из самых знатных и богатых в Царской России. Николай Петрович Шереметьев – сын графа Петра Борисовича Шереметьева и княгини Варвары Алексеевны Черкасской. Они владели огромным состоянием, им принадлежало много земельных угодьев и крепостных душ.

Одним из увлечений графа Петра Шереметьева было театральное искусство. В родовом поместье Кусково он воплотил свою мечту о театре. Благодаря французскому архитектору Шарлью де Вальи в саду было построено великолепное здание в итальянском стиле, к сожалению не сохранившееся в наши дни. Актеров на главные роли и роли второго плана граф сам лично отбирал из своих крепостных, в числе которых оказалась и талантливая 6-летняя девочка Паша. Её взяли в дворянскую усадьбу для обучения театральному мастерству. У девочки были необычайные вокальные данные, да и внешне она была очень мила. В это время вернувшийся из Европы сын Петра Борисовича Шереметьева, граф Николай, который разделял увлечение своего отца к театру, обратил внимание на юное дарование. Впервые услышав очаровательный голос Прасковьи, он навеки проник в сердце графа, который в одном из своих писем писал: «Если бы ангел сошел с небес, если гром и молния ударили разом, я был бы менее поражен…».

Portrait of Praskovya Ivanovna Zhemchugova-Sheremeteva, 1803, Museum of ceramics in Kuskovo

Portrait of Praskovya Ivanovna Zhemchugova-Sheremeteva, 1803, Museum of ceramics in Kuskovo

П. И. Жемчугова — в роли Элианы ("Браки Самнитян" А. Гретри). неизв. худож. XVIII в.

П. И. Жемчугова — в роли Элианы («Браки Самнитян» А. Гретри). неизв. худож. XVIII в.

Дебютировала будущая великая русская актриса в одиннадцатилетнем возрасте в маленькой роли служанки в комической опере А.Э. Грети «Испытание дружбы», после чего получила свою первую главную роль Белинды в опере А. Саккини «Колония, или новое поселение» и новую фамилию Жемчугова, которую ей подарил молодой граф за её жемчужный голос. В 16 лет Прасковья заслуженно стала примой театра, покорив зрителя своим актерским мастерством и вокальными данными, легко исполняя роли от беззаботной болтушки до глубоко трагедийной героини, а в 19 лет к ней пришел настоящий триумф славы со знаменитой ролью возлюбленной в опере «Самнитские браки», которая не сходила с театральной сцены на протяжении 12 лет.
Автор неизвестен.П. И. Жемчугова — в роли Элианы («Браки Самнитян» А. Гретри). Автор акварельного портрета (1793-97) Ш. де Шамиссо. Хранится в собрании Гос. Эрмитажа

Слава о крепостном театре Шереметьевых гремела по всей России и даже далеко за её приделами. На спектаклях, где в главной роли играла Прасковья Жемчугова, побывал высший свет России и Европы, в числе которых император Павел I и императрица Екатерина II, польский король Станислав II, шведский король Густав III и многие другие знатные особы.

Прасковья Ковалёва-Жемчугова по образованию и манерам ни чем не устала самым знатным дамам России. Она была обучена музыкальной грамоте, хорошо играла на арфе, владела иностранными языками. Прасковья легко могла стать хорошей парой для графа Николая Шереметьева, если бы только не почти пожизненное её клеймо крепостной. Наблюдая за развитием театральной карьеры молодой крепостной-актрисы, всячески помогая ей и поддерживая, граф сам не заметил, как влюбился в эту прекрасную Золушку. По всем законам того времени их брак был просто не возможен. Николай Шереметьев несмотря ни на что, любил Прасковью, заботился о ней, был её ангелом-хранителем на театральном небосклоне.   В 1788 году умер отец Николая, Петр Борисович Шереметьев. Потрясенный событием молодой граф забросил все отцовские дела и пустился во все грешные. И только Прасковья смогла вернуть его к прежней жизни и не дала погибнуть театру, тем самым заимев над Николаем Шереметьевым ещё большую силу, не только силу любви, но и доверия, опоры в трудную минуту жизни. Граф стал делиться с ней своими мыслями и тайнами, а она знала, что рано или поздно, ему придется жениться на девушке с дворянским происхождением и только молилась, прося у Бога благодати и милости, которые по заслугам получила. Николай Шереметьев сделал свой выбор и принял решение жениться на Прасковье Жемчуговой. Злые языки не умолкали, и тогда Николай Шереметьев, чтоб уберечь любимую женщину от многочисленных сплетен и разговоров, построил для неё в подарок дворец-театр в Останкино, который был открыт в 1795 году оперой «Взятие Измаила», где главную роль турчанки Зельмиры исполняла Прасковья.   В 1797 году графу Шереметьеву император пожаловал почетное звание обергоф-маршала. Это событие потребовало отъезда в Петербург, куда граф забрал лучших актеров своей труппы. Переезд в императорскую столицу с сырым климатом неблагоприятно повлиял на здоровье Прасковьи Жемчуговой (обострился наследственный туберкулез), в результате чего она потеряла голос. В связи с этим Николай Шереметьев окончательно распустил свой театр, назначив, по просьбе Прасковье, актрисам приданное.

Николай Аргунов. Портрет актрисы П.И.Ковалёвой- Жемчуговой (Шереметьевой) (1768-1803)

Николай Аргунов. Портрет актрисы П.И.Ковалёвой- Жемчуговой (Шереметьевой) (1768-1803)

Портрет графини П.И.Шереметевой в полосатом халате. Государственный музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII века». 1803 год

Портрет графини П.И.Шереметевой в полосатом халате. Государственный музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII века». 1803 год

Прежде чем вступить в брак, граф хотел просить разрешения на него у императора, который был его другом детства, но, опасаясь отказа, передумал, решившись на обман. Он подделал документы, свидетельствующие о знатном происхождении Прасковьи из польского дворянского рода Ковалевских. Из них следовало, что один из её предков XVII века попал к русским в плен и стал крепостным. Затем граф дал вольную ей и всей её семье. После этого митрополит Платон благословил брак графа Николая Шереметьева с Прасковьей Жемчуговой, и они тайно обвенчались в ноябре 1801 года в храме Симеона Столпника в Москве. В феврале 1803 года Прасковья Жемчугова подарила мужу сына, которого назвала в честь своего любимого святого Дмитрия Ростовского, и в это самое время было объявлено об их браке с Николаем Шереметьевым. Несмотря на признание брака императором Александром I, родственники графа и высшее общество так и не признали его.  Всего двадцать дней материнства было отведено судьбой графине Шереметьевой. 23 февраля 1803 года Прасковьи Жемчуговой-Шереметьевой не стало. Она умерла после родовых осложнений и внезапно обострившегося туберкулёза. Свою супругу граф Николай Шереметьев пережил всего на шесть лет, которые он посвятил воспитанию сына и исполнению предсмертного завещания жены – помогать бедным людям. В память о своей жене Николай Петрович построил в Москве Странноприимный дом на 100 мест для нуждающихся, в наше время известен как Научно-исследовательский институт скорой помощи имени Н.В.Склифосовского.
Казалось бы, и Эрмитаж, и Русский музей – это на восемьдесят процентов все же живопись. Но после экскурсии в Эрмитаж всегда выходишь усталым, а после экскурсии в Русский музей – окрыленным. Наверное, потому, что в русской живописи и в русском искусстве вообще есть что-то совершенно особенное. После Русского музея понимаешь, что это особенное, скорее всего – отчаянный Поиск правды. Мне кажется, эту Правду найти все же удавалось. Если не найти, то хотя бы прикоснуться к ней. Лица русских мыслителей, написанные Репиным, — есть в них что-то такое, чего не было больше никогда и нигде. Это, пожалуй, самое гармоничное слияние, даже не слияние, а дуэт гуманизма и христианства, поиска небесной Правды через правду о человеке. Вот смотришь сегодня на картины Левитана и так легко на душе становится от сознания того, что общество России не всегда было обществом потребления.
К сожалению, Павловский дворец гораздо менее популярен, чем Екатерининский, хотя, на мой взгляд, экскурсия в Павловск впечатляет гораздо больше, особенно взыскательного зрителя, такого, кого подкупает не внешний шик и блеск, а атмосфера и тонкий художественный вкус. В Павловске понимаешь, что его хозяйка Мария Федоровна, жена Павла I, обладала действительно идеальным художественным вкусом. Павловский дворец не похож ни на какой другой. Он не классический, не барочный, не античный – хотя по отдельности эти эпитеты и могут характеризовать его отдельные вещи. Но в целом он – дворец Павла и Марии Федоровны. Дворец «рыцаря на троне» и его просвещенной супруги. Как водится, у самого загадочного императора должен быть самый загадочный дворец. Выходишь с экскурсии и понимаешь, что в загадке Павла не понял ничего, хотя и прикоснулся к ней. Не понял того, почему атмосфера дворца такая легкая, светлая и слегка таинственная, но ничуть не омраченная фактом того, что здесь много лет жила вдова, муж которой погиб страшной смертью. Наверное, Мария Федоровна была не простой вдовой. И жизнь ее после смерти Павла вряд ли заключалась только в скорби по мужу. Тем более, что эта скорбь здесь совсем не ощущается. Как и духа смерти. Супруги и впрямь как будто поселились здесь – живыми, но невидимыми. Поэтому, наверное, на экскурсии по парку все время хочется оглянуться – кажется, что кто-то невидимый смотрит на тебя.
В войну Павловску несказанно повезло по сравнению с другими пригородными дворцами. Все вещи были спрятаны в подвале, и большинство из них сохранилось. Хотя Павловск был взят фашистами. Официальная версия говорит о том, что захватчики не нашли тайник, где были спрятаны вещи. Хотя это не очень логично в контексте того, что во всех остальных пригородах они нашли все самое ценное и успели это обратить в руины. Так что невнимательностью они явно не страдали. А неофициальная версия… думайте сами. Может быть, все дело в самом загадочном императоре? Коллекции которого пережили войну практически в первозданном виде.
Хотя Павловский парк пронизывает идея памяти и скорби вдовы, вовсе не скорбь его наполняет. Скорее, чувство нетленности. То ли вдова помнила так сильно, что воскресила супруга силой памяти, то ли личности были настолько яркие, что даже смерть не разрушила их энергетику. Во всяком случае, сегодня ходишь по парку и понимаешь, что все утраченное живо где-то в тонком мире. Этот мир здесь как-то особенно близок.
Приезжайте на экскурсию в Павловск, чтобы отдохнуть. Здесь нет толп, а воздух неожиданно чист, и природа неожиданно роскошна для северных краев. И для любителей истории дворец – настоящее раздолье, край непочатый. Чтобы изучить все вещи, жизни не хватит.
И вовсе это не русский Версаль. Настроение у Версаля и у Петергофа совершенно разное. Загадка Петергофа, пожалуй, в том, что нигде больше нет такой феерической радости жизни. Мало ли на свете красивых садов и фонтанов. Но вот такой атмосферы полноценного земного счастья нет больше, кажется, нигде. Тут прямо какая-то мистика. Петр так упорно называл свое детище раем, что какая-то райская энергетика сюда и впрямь просочилась. Обязательно оставьте побольше времени на парк, а дворец с его очередями будет уже не так обязателен. Кстати, любителям старины будут интересны малые дворцы, менее раскрученные и более скромные с виду, нежели Большой дворец. Зато там можно встретить неожиданные уникальные древности, вещи, которыми еще царь Петр пользовался. Можете сходить на экскурсию в Бани императрицы и почувствовать, что из себя представляло императорское спа.