Главной достопримечательностью города считаются мосты, которых насчитывают примерно около 800, 13 из них разводные, 218 пешеходных (по состоянию на 2008 год) .
По количеству мостов Санкт-Петербург занимает первое место в стране и одно из первых мест в мире. На примере строительства городских мостов можно изучать историю мостостроения трех последних столетий. Здесь можно увидеть мосты из самых разных материалов — дерева, чугуна, стали, камня, железобетона и даже из алюминия.
Такое обилие разводящихся и не разводящихся мостов – вовсе не декоративное украшение города, хотя, безусловно, они придают городу особенный неповторимый вид. Строительство мостов в Питере связано, в первую очередь с тем, что 10%   территории города – это вода.В черте Санкт-Петербурга находится множество (в сумме 93) рек, рукавов, протоков и каналов (общей длиной около 300 км) и около 100 водоёмов (озёр, прудов, искусственных водоёмов).
Собственно, городских мостов 342, остальные в пригородах (Кронштадт — 5, г. Пушкин (Царское Село) — 54, г.Петергоф (Петродворец) — 51, Павловск — 16, Ораниенбаум — 7); из них 21 мост был разводной по состоянию на начало 2008 г. Неспроста Санкт-Петербург называют также Северной Венецией.
По данным, приводимым в литературе, к 1725г. Петербург с населением до 40 000 жителей занимал площадь 15,34 кв. км. К тому времени было построено около 20 мостов. В 1739 г. их стало уже около 40.
Когда отмечалось 50-летие существования Петербурга, население его возросло до 100 000 человек, застроенная и освоенная территория его удвоилась, достигнув 30 кв. км, а количество мостов увеличилось до 50.
В первой трети XIX в., когда в Петербурге насчитывалось 117 мостов (1834г.), территория города расширилась до 91,87 кв. км (1836г.), а население его составило 451 974 человека (1836 г.). В середине XIX в. (1863 г.) на реках и каналах было 172 моста, а население города достигло 539 122 человека (данные 1865 г.).
Перед Великой Октябрьской социалистической революцией (1916 г.) в Петрограде было 2 415 000 жителей, территория его равнялась 105 кв. км, а в 40-х годах XX в. население превысило 3015000 человек (1941 г.), территория Ленинграда составила 313 кв. км (1946 г.), при этом мостов было 387, в том числе 33 стальных, 21 железобетонный, 14 каменных, 10 чугунных, 309 деревянных.

При определенных условиях, навигация не осуществляется, следовательно, и мосты не разводят:

  • Если температура воздуха превышает отметку в 25 градусов по Цельсию;
  • Порывы ветра превышают показатель в 50 метров в секунду;
  • Или же навигация приостановлена в связи с окончанием сезона.

 Благовещенский мост — первый постоянный мост через Неву .

БлаговещенскийМостМост был построен в 1850 г. по проекту инженера С.В. Кербедза. Чугунное,8-ми пролетное сооружение соединило  Васильевский остров с центральной частью Петербурга недалеко от здания Академии художеств, на стыке набережных Лейт.Шмидта и Университетской. Первоначально мост был назван Благовещенским,  в 1855 г, в связи с кончиной имп.НиколаяI его переименовали в Николаевский, а в 1918 году мосту было присвоено имя Лейтенанта Шмидта. (Петр Шмидт —  за организацию восстания в Севастополе в 1905 г. был расстрелян). Общая ширина моста достигает 24 метра, а длина — 331 метра.
7 пролетов моста были выполнены из чугунных арочных конструкций, с «ездой по верху», 8-ой  стал разводным в горизонтальной плоскости, двукрылым, расположенным у правого берегового устоя. Чугунная оградительная решетка — по проекту архитектора А. П. Брюллова. Звенья ее украсили трезубцы Нептуна с пальметкой и фантастические морские коньки, хвосты которых искусно вплетаются в растительный фигурный орнамент. Внутреннее пространство стоек моста заполняли фигуры различных по формам и высоте сосуды. Декор моста завершался газовыми металлическими фонарями,а также часовней Николая Чудотворца по проекту архитектора А. И. Штакеншнейдера, которая не сохранилась до наших лет.
При сооружении  моста была перестроена и прилегающая к нему территория. На Адмиралтейском острове появилась Благовещенская площадь  с Благовещенской церковью в центре. По этой церкви тогда и стали называть мост — Благовещенский. При создании площади часть Крюкова канала была заведена в трубу, таким образом мост был построен строго по оси канала. Благовещенский мостСо стороны Васильевского острова была значительно расширена набережная, здесь появилась новая площадь — площадь Трезини.
Для проверки грузоподъёмности Благовещенского моста на него втаскивали рельсы, которые из Бельгии, Франции и Англии ввозили морем для строительства Петербурго-Московской железной дороги.21 ноября 1850 года состоялось официальное открытие моста для экипажей и пешеходов. Церемония началась с молебна, после которого имп.Николай I с сыновьями прошёл пешком через мост на Васильевский остров, а назад проехал в открытой коляске вместе с наследником. В других экипажах следовали другие сыновья царя и муж вел.кн. Марии Николаевны герцог Лейхтенбергский. Мост стал самым длинным в Европе (298,2 метра), его ширина составила 20,3 метра. Масса металлических конструкция переправы — 95 000 тонн.
Blagoveshhenskiy-most-4Один из современников писал:»Любимая прогулка теперь — Благовещенский мост, драгоценное ожерелье красавицы Невы, верх искусства во всех отношениях! Мост прельщает в двойном виде. Днем он кажется прозрачным, будто филигранный, легкий как волны, а при полночном освещении является громадною массою, спаивающую между собою два города...». Особую популярность у прохожих Благовещенский мост получил также благодаря тому, что был единственным металлическим мостом в городе, на котором, как следствие, разрешалось курить.
Однажды, проезжая по Благовещенскому мосту, имп.Николай I увидел повозку с грубо сколоченным неокрашенным гробом, едущую в сопровождении лишь двух инвалидов в солдатских шинелях. император остановил свою карету и послал адъютанта узнать кого хоронят. Оказалось, что хоронят «отставного солдата, который более четверти века служил Богу, Царю и Отечеству». Имп.Николай I вышел из экипажа и отправился вслед за гробом. Вскоре за ним до Смоленского кладбища уже шла многотысячная толпа.
Мост прослужил верой и правдой практически 100лет.  Лишь в период с 1936 по 1938 г. была произведена реконструкция мост , вызванная увеличением транспортных нагрузок. В ходе капитальной перестройки, чугунные конструкции были заменены на стальные, что привело к уменьшению веса моста в 4 раза. Так же реконструкции подвергся разводной пролет, на замену которому пришла железобетонная арка, облицованная гранитом, а остальные пролеты моста были заново перекрыты неразрезными стальными арками. Новые конструкции моста были впервые в  советской строительной техники изготовлены методом электросварки.
Однако проведенная реконструкция моста существенно изменила внешний облик этого сооружения. Прямые линии новых пролетных балок придали его очертаниям несколько суховатый характер, а удаленные старые фонари и часовня несколько упростили затейливый декор.  Нужно заметить, что смонтированные декоративные составляющие моста не исчезли бесследно: фонари в настоящее время освещают Марсово поле, а чугунные арочные конструкции ушли на строительство моста через реку Волгу в Твери и служат по сей день.
БлаговещМстВ настоящий момент, Благовещенский мост, украшенный двумя павильонами и высокими фонарными столбами, является единственным из подобных сооружений на Большой Неве, опирающийся на деревянные сваи середины 19 века.
Вопрос о новой реконструкции возник в 2004 году. Открыт мост-дублёр был в мае 2006 года. Уже на первой стадии проектирования были решено максимально приблизить облик моста к тому виду, который он имел в середине XIX века.
Вместе с тем, новая переправа должна была стать гораздо шире, её ширина увеличивалась с 24 до 37 метров.Новейшая система гидропривода обеспечила плавность и быстроту подъёма крыльев разводного пролёта, вес каждого из которых составил 515 тонн. 15 августа 2007 года состоялось торжественное открытие реконструированной переправы. Ей возвратили прежнее название — Благовещенский мост.Интересно , что по линии Благовещенского моста проходит водораздел между Невой и Финским заливом.

1280px-The_Palace_bridge_in_the_19th_century

Дворцовый мост

Потребность в строительстве постоянного моста через Неву между Адмиралтейской и Университетской набережными возникла ещё в 1880-х годах.Весной 1899 г. старые плашкоуты Дворцового моста дали течь и затонули. Это событие ускорило принятие решения о замене переправы.

Было принято решение устроить разводной пролёт не у берега, как у всех существовавших тогда в Санкт-Петербурге мостов, а по центру русла.

Строительство моста 1280px-HorsetramSPbDvortsovyBridge1905-1906по  проекту А. П. Пшеницкого началось только в 1912 г. В 1914-1916 годах пристань со львами была перемещена с трассировки моста на ось восточного павильона Главного

300px-Palace_bridge-Lantern-project2

Окончательный проект фонарей опор разводного пролета, 1913 г. Арх. Р. Ф. Мельцер

Адмиралтейства. 17 апреля 1914 г. из-за наводнения была повреждена одна из строившихся опор. Из-за начавшейся в августе 1914 г. Первой Мировой войны начались перебои с поставкой металлических конструкций, стало не хватать рабочей силы. В результате, сроки строительства Дворцового моста были сорваны.

17 декабря 1916 г. состоялась проверка конструкций моста на прочность. На мост въехали 34 грузовых автомобиля с грузом в каждом более 600 пудов. Комиссия, проводившая испытания, дала добро на открытие переправы. Движение по Дворцовому мосту открыли 23 декабря 1916 г. Но и тогда ещё не было завершено его художественное оформление. К этому времени установили лишь временные деревянные настил и перила.

Торжество по случаю открытия Дворцового моста было весьма скромным. В нём не принимала участие царская семья, которой было не до того. Продолжалась тяжёлая война, всего за неделю до открытия переправы убили Григория Распутина. На церемонию прибыла лишь десятая часть от всех приглашённых. Отсутствовал даже городской голова Делянов. Символическую ленту перерезал зам. городского головы.

Длина Дворцового моста составила 260,1 метров, ширина — 27,75 метров. Масса металлических пролётных строений — 4 868 тонн, масса противовесов разводного механизма — 2 800 тонн .

1280px-Рисунок_решётки_Дворцового_моста_(новогодняя_подсветка)В первую годовщину Октябрьской Революции 1917 года Дворцовый мост был переименован в Республиканский. Прежнее название ему было возвращено в январе 1944 года.Деревянные ограждения моста были заменены чугунными лишь в 1939 году. Естественно, что их украсили советской символикой– герб и знамена, пучки колосьев и пятиконечные звёзды. Оставшиеся деревянные конструкции были сняты с моста только в 1977-1978 годах.

Несмотря на стремление архитекторов «приблизить» переправу к воде, мост всё равно закрывает более чем на половину высоты здания Кунсткамеры, Биржи, Адмиралтейства. Избежать этого при низких берегах Невы и соблюдении условий судоходства было невозможно.

Ремонт переправы был осуществлён летом 1997 года под руководством инженера Ю. Петрова. 14 ноября состоялось торжественное открытие художественной подсветки Дворцового моста, включённой в 16 часов 30 минут. Церемония «Дворцовый мост зажигает огни» была весьма торжественной. На Дворцовой набережной зажгли фейерверк, с Петропавловской крепости произвели пушечный залп, на мосту под музыку кружились дамы в кринолинах и кавалеры в камзолах. Дворцовый мост стал третьим после Троицкого и Лейтенанта Шмидта, получившим художественную подсветку.

GX7573

Разведённые крылья Дворцового моста являются одним из символов Санкт-Петербурга. Во время проведения праздничных мероприятий их иногда используют в качестве экранов для проецирования документальных фильмов.

Последний капитальный ремонт переправы осуществлялся в 2013 году. Работы по замене пришедших в негодность конструкций проводились без полного закрытия движения транспорта.
Основные характеристики

  • Длина – 250 метров
  • Ширина – 27,73 метра
  • Ширина тротуаров – 2,82 метра, ширина проезжей части – 21,97 метров
  • Количество пролетов – 5, разводной пролет находится в центре
  • Высота свода над водой – 6,3 метра, при разведенных крыльях – 30 метров
  • Число полос для движения автотранспорта -6.

Дворцовый мост расположен в самом центре Санкт-Петербурга, рядом с площадью, где часто проводятся праздничные мероприятия. Во время некоторых из них крылья моста используются как экран для показа фильмов.

Троицкий мост.

Длина моста 582 м, ширина моста между перилами 23,6 м, из них ширина проезжей части 19,0 м и два тротуара по 2,3 м.
В конце XIX века возникла потребность создать вместо плашкоутного моста постоянный. Это должно было не только упростить эксплуатацию, но и поднять статус Петербургской (Петроградской) стороны, остававшейся дальней городской окраиной.На заседании Городской думы 5—7 февраля 1897 года было решено поручить фирме «Батиньоль» строительство моста по её проекту за сумму 5 млн. 200 тыс. рублей. Специальный пункт контракта предусматривал, что мост должен быть построен из русских материалов и русскими рабочими. Проект был утвержден Николаем II 5 июня 1897 года.

Мост был заложен 12 августа 1897 г., на торжественной церемонии присутствовали император Николай II и президент Французской республики Феликс Фор. Визит французского президента носил ответный характер: в октябре 1896 года Николай II присутствовал при закладке моста моста Александра III в Париже. Император, члены царской семьи и французский президент положили в основание моста со стороны Суворовской площади по золотой монете

Чтобы освободить место для сооружения постоянного моста, наплавной мост передвинули ниже по течению и поставили против Мраморного переулка. Противоположный конец моста подходил к Заячьему острову. Ров между восточными бастионами Петропавловской крепости и Иоанновским равелином был засыпан, соединявшие их низкие стены (палисады) на время разобрали и на их месте проложили проезд, который вел к построенному тогда же временному деревянному мосту через Кронверкский проток.Одновременно со строительством моста сооружались гранитные набережные на правом берегу Невы, соединившие три моста — Иоанновский, Троицкий и Сампсониевский — общей протяженностью около 1100 м, с лестницами, спусками к воде и пристанями для лодок и судов.

Металл верхнего пролётного строения изготавливался  в Польше, сборка ферм производилась в мастерских фирмы «Батиньоль», расположенных в Волынкиной деревне, опорные части отливались на Донецком сталелитейном заводе . Литье решеток перильного ограждения, картушей и фонарных канделябров выполнялось на петербургской фабрике Ф. К. Сан-Галли

 
Строительство Троицкого моста. Положение работ на начало апреля 1901 года

В соответствии с условиями контракта, строительство моста должно было закончиться в 1901 году. Однако фирма в обусловленные сроки не уложилась и выплатила городской казне 150 тыс. рублей штрафа[27]. Итоговая стоимость моста составила 6,1 млн руб.Открытые моста было приурочено к празднованию двухсотлетия Петербурга. 16 мая 1903 года мост был открыт в торжественной обстановке в присутствии Николая II и членов императорской фамилии. В программе мероприятий были орудийный салют и крестный ход. Кроме того, состоялся первый торжественный развод моста: Николай II, нажав на электрическую кнопку, привёл в действие огромные электромоторы разводного пролёта моста. По окончании этой процедуры Их Величества, в предшествии духовенства со святой водой, вступили на мост. На той стороне процессию ждал украшенный павильон с бюстом Императора Александра III. Здесь городской голова преподнес Их Величествам золотые юбилейные медали в память освящения Троицкого моста и альбом с фотографическими изображениями работ по его постройке. На лицевой стороне медали были изображения в профиль императоров Александра III и Николая II, а между ними — императрицы Марии Федоровны. На обратной стороне — в центре: Троицкий мост и часть набережной; сверху надпись: Троицкий мост через р. Неву сооружен в память 25-летия бракосочетания императора Александра III и императрицы Марии Федоровны; внизу: заложен — 1897 г., окончен — 1903 г.
В 1964 году, в связи с обновлением Волго-Балтийского пути, возникла потребность в модернизации моста. Ширина разводного пролета (22,8 м) ограничивала свободу судоходства в новых условиях. Проектное задание, составленное в проектном институте Ленгипротрансмост предусматривало реконструкцию только левобережной его части со значительным увеличением судоходного габарита. Пять постоянных пролетов и трехпролетная правобережная эстакада оставались без изменений. Вместо двухрукавного поворотного разводного пролета были сооружены, с левого берега — постоянный пролет, перекрытый железобетонным пролетным строением балочно-разрезной системы и новый однокрылый разводной пролет, раскрывающейся системы с гидроприводом. Разводной пролет расположен у левого берега. Первоначально представлял собой двукрылую симметричную поворотную систему с дополнительной опорой в русле реки для разводного пролетного строения в период разводки. Пролетное строение представляло собой двухконсольную, уравновешенную металлическую ферму, вращающуюся вокруг вертикальной оси, расположенной на цилиндрической опоре. В закрытом подклиненном состоянии представляло собой неразрезную двухпролетную балку с отверстием в свету 26,8 и 27,3 м. Разводка производилась с помощью электромеханического или ручного привода. При разводке моста пролетное строение вращалось в горизонтальной плоскости на вертикальной оси по кругу катания на роликах и образовывало два судоходных отверстия шириной по 22,8 метра каждое.
Существующий разводной пролет перекрыт однокрылым металлическим цельносварным пролетным строением раскрывающейся системы с неподвижной осью вращения и жестко прикрепленным противовесом. Максимальный проектный угол раскрытия крыла 72º. В поперечном сечении пролетное строение состоит из четырех главных ферм раскосной системы с нисходящими раскосами и криволинейным нижним поясом, нижние и верхние пояса таврового сечения. В пределах длины крыла главные фермы связаны между поперечными балками, продольными и поперечными связями. Расстояние между осями ферм 8+4+8 м. Отверстие разводного пролета в свету 43,2 метра. Роль верхнего пояса в пролетном строении выполняет ортотропная плита. Высота ферм на опоре равна 4,2 м. Противовес состоит из двух симметрично расположенных ящиков, наполненных передельным чугуном.

При въезде на мост со стороны Марсова поля установлены две ростральные колонны-обелиски. Пьедесталы колонн выполнены из розового гранита чистой тески, обелиски – из красного полированного гранита. Обелиски украшены рострами кораблей из патинированной бронзы, поддерживающими круглые светильники. Завершают обелиски фигуры двуглавых орлов с распростертыми крыльями. Ростры кораблей выполнены по моделям известного эстонского скульптора А. Адамсона. Пьедесталы украшены мемориальными досками, посвященными участникам строительства моста и другим событиям, связанным с закладкой и окончанием сооружения моста.

Мемориальная доска на обелиске с низовой стороны моста:

«Троицкий мост заложен 12 августа 1897 г. в память 25-летия бракосочетания Государя Императора Александра III и Государыни Императрицы Марии Федоровны, в третье лето благополучного царствования Государя Императора Николая II, в присутствии Императорских Величеств, Президента Французской республики Феликса Фора, Членов Императорской семьи, Представителей Иностранных Государств, Представителей Правительственных Учреждений и Городского Общественного Управления в бытность Министром Внутренних дел И. А. Горемыкина, Градоначальником Н. В. Клейгельса, Городским Головою В. А. Ратькова-Рожнова, Председателями подготовительных комиссий: П. П. Дурново и Ф. И. Жербина»

Мемориальная доска на обелиске с верховой стороны моста сбоку:

«От Строительного общества «Батиньоль» были: строитель моста А. Флаше, консультант Н. А. Белелюбский, представитель Общества И. А. Ландау, производители работ: Л. де-Лонги, М. Бернар, С. Смирнов и В. Волков»

Тротуар отделен от проезжей части гранитным поребриком высотой 50 см (на разводном пролете – металлическое сварное ограждение высотой 50 см). По оси моста, на всей длине, устроена разделительная полоса. На открылках левобережного устоя с верховой и низовой сторон расположены спуски к воде с площадками, облицованные гранитом.
В 1908 году по мосту началось движение трамваев (взамен конки).

В 1935 году на обелисках при въезде на мост со стороны Марсова поля двуглавые орлы и короны были заменены на пятиконечные звёзды. Бронзовые доски были демонтированы и заменены на новые.

На обелиске с низовой стороны моста:

«По просьбе трудящихся Ленинграда, в память С. М. Кирова, выдающегося деятеля Коммунистической партии и Советского государства, руководителя ленинградских большевиков — этот мост 15 декабря 1934 года назван Кировским»
В 1942 году в пролет моста попала немецкая авиабомба, рядом с мостом упал немецкий «Мессершмитт».
За свою историю мост дважды реконструировался – в 1965-1967 гг. (замена разводного пролета) и в 2001-2003 гг. (ремонт металлоконструкций пролетного строения).
В 1977 году произведен капитальный ремонт проезжей части по проекту инженера Ленгипроинжпроекта Б. Б. Левина, сделана гидроизоляция в проезжей части и тротуаров. Установлен гранитный поребрик высотой 50 см.
25 июля 1994 года при участии мэра Санкт-Петербурга А. А. Собчака, представителей фирмы «СПИ Батиньоль» и французского консульства, инженерной и архитектурной общественности города в торжественной обстановке прошла церемония открытия воссозданных мемориальных досок Троицкого моста, изготовленных за счет средств фирмы «СПИ Батиньоль». На церемонии присутствовала С. Г. Ландау, по инициативе которой был восстановлены мемориальные доски.

Разведенный Троицкий мост

В 2005 году произошло сразу 4 столкновения судов с опорами моста. 17 мая два танкера («Волго-Нефть-218» и «Волго-Нефть-205») при прохождении Троицкого моста совершили навал на опору разводного пролета и получили пробоины. 1 июня при буксировке аварийного теплохода «Волго Дон-99» буксировщиком «ОТА-2132» теплоход «Волго-Дон-99» правым бортом прошел вдоль устоя Троицкого моста, касаясь его всем корпусом. В результате поврежден корпус теплохода ниже ватерлинии в 1 и 4 трюмах с поступлением воды внутрь судна. У опоры моста была оторвана металлическая обшивка кессона, защищавшая подводную часть опоры от воздействия воды. 30 июля судно «Иркутск ГЭС» , проходя вниз по течению совершил навал на опору моста, получив повреждение носовой части. Танкер, перевозивший более 3 тысяч тонн нефти, был с двойным бортом. При аварии у судна был пробит только один борт, поэтому нефть не вылилась в Неву, а судоходство не прекращалось.

По легенде, именно под Троицким мостом Валерий Чкалов осуществил свой пролёт. Никаких документальных подтверждений этому нет, хотя в интервью, которое его жена давала много лет спустя газете «Смена», она говорит о том, что такой случай имел место. Повторение этого полета было осуществлено в 1940 году летчиком Евгением Борисенко для фильма «Валерий Чкалов».

Ночью 6 мая 2013 года экстремал из Киева (псевдоним Mustang Wanted, по имени Павел) во время разводки моста забрался на опору контактной трамвайной сети, стоящую в верхней части пролёта, находился там около часа. Затем зажёг фальшфейер и стал им размахивать, удерживаясь одной рукой за конструкцию опоры. Это послужило поводом внеплановой сводки Троицкого моста. Сам виновник происшествия, спрыгнув в воду, добрался до берега и скрылся на ожидавшем его мотоцикле

Разводные мосты Петербурга.