Санкт-Петербург -за три с небольшим века он сумел собрать лучшие образцы практически всех мировых культур.

 Культура Древнего Египта   Основное занятие египтян-земледелие. Умершее зерно,прорастает. Они верили, что кроме  души и тела есть дух Ка, помогающий земной оболочке перейти в загробный мир. Поэтому сфинксам придавали портретное сходство с фараоном, гробницу которого они охраняли. Искусство помогало обрести дорогу в бессмертие. Изображения освобождались от всего временного,изменчивого.  Египетский портрет с удивительной силой передает индивидуальные черты лица, но не психологию. За столетия выработались строгие каноны.Например в рельефах — четкая, предельно упрощенная линия, голова и ноги в профиль, торс развернут, левая нога вперед….Много простых бытовых сцен. Но оно не застывшее. В бесконечных повторениях очень ясно чувствуется ритм жизни.  Египтяне были сильно зависимы от природы. Поэтому  божества египтян наделены чертами животных. Змея — может обхитрить человека, она умнее его, -изображалась на лбу ( у последующих культур -змея символ зла). Богиня войны -имела тело льва, коршун -символ мудрости.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Архитектура  так же копирует окружающий мир. Очертание пирамид в своем спокойствии напоминали горы. Храмы -ночные оазисы, среди колонн которых можно заблудится. (В Карнаке более 140 колонн,которые не обхватить 5 чел.) Состав- глыбы под собственной тяжестью, пока ничем не скрепленные.

Одни из старейших обитателей нашего города — сфинксы из древних Фив. За свою 3,7 тысячелетнюю историю они многое могут нам рассказать.

Сфинксы из Фив — самые известные, но  не единственные сфинксы  в нашем городе.

  • Самые первые сфинксы появились в Петербурге в 1796 году, на даче графа Строганова. Позже их переместили на Невский проспект 17, к дворцу графа Строганова. Здесь они и по сей день. Оба сфинкса сделаны из розового гранита и располагаются на небольших гранитных постаментах.
  • Самые молодые сфинксы в Санкт-Петербурге находятся на набережной Робеспьера.  У сфинксов работы скульптора Михаила Шемякина по два разных профиля. Один, традиционный женский, обращен к домам на набережной. Другой, в виде черепа, обращен к Неве и стоящей на противоположном берегу тюрьме «Кресты».
  • Самые «проблемные»  сфинксы охраняют Египетский мост через Фонтанку. Они видели обрушение моста в 1905, в 1950-х они оказались затоплены во время наводнения. В 1989 году один из сфинксов был сбит в воду машиной. А после этого они неоднократно подвергались актам вандализма.
  • Самые женственные из всех сфинксов города возлегли во дворе Горного института, в глубине старинного сада. Статуи невелики, стоят без постаментов, но благодаря черной окраске резко выделяются на фоне зелени; совершенно одинаковые, они хорошо сохранились. Установлены они здесь в 1826 году скульптором Александром Постниковым. Говорят, эти сфинксы помогают сдавать экзамены студентам. Главное, накануне испытания попросить их об этом.

Самого маленького сфинкса (он с 1832 года живет у пересечения Невского проспекта и Садовой улицы, на здании Российской национальной библиотеки) наверняка не видело подавляющее большинство горожан, не говоря уже о гостях Петербурга. Он сидит на шлеме богини мудрости Минервы, которая находится на главном фасаде здания. Скульптор — Василий Демут-Малиновский.
Самые странные сфинксы   
установлены в 2004 г. на набережной реки Фонтанки 11, у входа в клуб «Пурга». Они выполнены из пластика, тонированного под камень, в виде зайцев, причем человекоподобные.

Так же мы вспоминаем  архитектуру Др. Египета гуляя по Царскому селу. Самой известной является четырехгранная гранитная пирамида, находящаяся близ Палладиева моста. Она построена в 1770—1771 архитектором В. И. Нееловым. Изначально пирамида предназначалась для захоронения любимых собачек императрицы Екатерины II. В 1773 году по углам пирамиды были установлены четыре колонны, вытесанные из мрамора. Пирамида была возведена из кирпича и облицована тесаным гранитом. В 1782г. она была разобрана и отстроена заново в 1783 году архитектором Ч. Камероном. В начале XIX века пирамиду называли Египетской. Вход, расположенный в её лицевой грани, ведет во внутреннее помещение, перекрытое сферическим куполом. Здесь в стенных нишах была размещена коллекция античных урн и ваз.

Египетские ворота построены в 1827-1830гг. по проекту арх. А. Менеласа. Две каменные караулки ворот воспроизводят форму египетских пилонов, суживающихся кверху. Они увенчаны красиво изогнутыми массивными карнизами, отлитыми из чугуна. Выкружки карнизов украшены изображениями скарабея с солнечным диском и двумя змеиными головами. Плоскости стен караулок облицованы чугунными плитами с рельефными изображениями различных сцен из мифологии и быта древних египтян. Барельефы расположены в шесть рядов, причем высота каждого последующего ряда меньше, чем предыдущего. К стенам караулок примыкают монументальные чугунные гермы. Аналогичные гермы, но двусторонние, служили опорами ворот. Отливка всех элементов ворот производилась на С.-Петербургском чугунолитейном заводе. Рисунки рельефов в натуральную величину исполнил художник Василий Додонов. Он использовал в своей работе графические материалы многотомного издания, вышедшего в свет в начале XIX века в Париже и посвященного результатам изысканий французских ученых, сопровождавших Бонапарта в его египетском походе. Модели барельефов и герм лепил скульптор В. И. Демут-Малиновский. Все модели были выполнены в течение весны и лета 1827 года. В процессе строительства гранитный цоколь заменили цоколем из чугунных плит, поверх которого устанавливались плиты с иероглифическими изображениями. Внутреннее пространство пилонов разделено перекрытиями на три этажа. Помещения освещаются небольшими окнами, равными по высоте одному ряду барельефов. В 1941—1944 годах воротам были нанесены тяжелые повреждения. Часть чугунных плит была разбита осколками снарядов. При восстановлении ворот поврежденные части облицовки отлиты заново.

 

Культура древней Греции. 

Атланты у Нового Эрмитажа

Венера Таврическая

Кони Клодта на Аничковом мосту.
При строительстве  Невского пр. возникла необходимость соорудить переправу через реку Ерик (Фонтанку).  «За Большою Невой на Фантанной реке по першпективе зделать мост», — приказал Петр I и в 1715 г. деревянная переправа была сооружена. Назвали ее Аничков мост — по имени инженера-подполковника Михаила Аничкова, чей полк базировался в этом месте и строил эту переправу. Длина ее была более 150 м. и перекрывала всю заболоченную пойму реки. Ширина проезжей части была так узка, что на переправе не могли разъехаться две подводы.
Это была окраина С.-Петербурга. Здесь находилась пограничная застава, на которой  проверяли паспорта  и брали плату за въезд в город. Платить можно было и деньгами и булыжниками, которыми мостили дороги. На ночь шлагбаум опускали и караульные укрывались в шалаше, а позже в караульном доме. В 1726 г. переправу сделали разводной и открывали  для прохода судов с высокими мачтами. Часто  ее открывали и на ночь, чтобы волки не смогли пройти в город.
В 1749 г. по проекту арх. С. Волкова был построен новый деревянный мост. Его основательно укрепили, так как по нему должны были пройти слоны — подарок персидского шаха русской императрице. Мост перестал быть разводным. Его обшили досками и оформили под гранит. Длина Аничкова моста была более 200 метров, что почти в 4 раза больше длины современного моста. В 1780-х гг. берега Фонтанки одевали в гранит. Одновременно через Фонтанку по проекту Ж. Р. Перроне было построено семь однотипных каменных переправ. В 1783-1787 годах по типовому проекту был перестроен и Аничков мост. С этого времени он представлял собой трёхпролётный гранитный мост, средний разводной пролёт которого был деревянным.

В 1841 году Аничков мост перестраивается. Кирпичные своды нового моста облицевали розовым гранитом, который в то время завозили для Исаакиевского собора. Главным украшением моста стали скульптурные группы коней с водничими , выполненные Клодтом.

В 1833 г. и модели и место для скульптур утвердил сам император и одобрил совет Академии художеств. Однако когда первые две группы были готовы к отливке, Петр Клодт, отправившись на предполагаемое место установки скульптур, сделал вывод, что не правильно ставить их на берегу Невы между Адмиралтейством и Зимним дворцом. «Как же можно укрощать коней рядом с водой и кораблями?» Клодт стал искать другое место, и, вскоре обнаружил, что самое подходящее — на Невском проспекте, на Аничковом мосту. Из императорских конюшен в полное распоряжение скульптора привели двух чистокровных арабских жеребцов. Через некоторое время Николай I, посетивший мастерскую и увидевший коней еще в глине, восхищенно сказал: «Барон, твои кони лучше моих жеребцов». Прототипом скульптур лошадей на мосту стал арабский скакун Амалатбек. В работе с ними Клодту помогала его 12-летняя дочь. Она садилась на коня, поднимала его на дыбы, что и зарисовывал скульптор.

 Будучи еще вольнослушателем Академии, Клодт пошел в ученики к лучшему русскому литейщику Василию Екимову. И став уже именитым, барон не оставлял художественного литья, чтобы точно знать, что и как из вылепленного перейдет в бронзу. В 1838 г., когда первые модели «Укротителей» были готовы к отливке, внезапно умер Екимов. И, как единственному скульптору, в совершенстве овладевшему литьем, Клодту предложили не только самому одевать в бронзу свои изделия, но и возглавить весь Литейный Двор. Так впервые в истории русского искусства скульптор, не имея профессионального образования, стал заведующим литейной мастерской.
После установки 2-х первых конных групп на Аничковом мосту их повторные бронзовые отливы отправили в Берлин в качестве подарка прусскому королю Фридриху Вильгельму, который был от скульптур без ума. Николай I подарил их прямо «с моста». Клодту пришлось ехать с подарком в Берлин. Коней установили у главных ворот королевского дворца. Находясь в Германии, Клодт писал А.П. Брюллову: «Здешние яства и вина променял бы на черный хлеб и квас — только бы поскорее вернуться в Россию».В 1843-1844 г.г. он в третий раз отливает бронзовые копии «Укротителей». Но уже другой гость Николая I, король Обеих Сицилий Фердинанд II, увидев божественных коней Клодта, пожелал видеть их ежедневно у себя в Неаполе. Этим подарком русский царь отблагодарил сицилийского монарха за пышный приём его супруги.
Гипсовые скульптуры на восточном берегу Фонтанки быстро пришли в негодность. Обер-полицмейстер сообщал президенту Академии художеств, что «у алебастровой фигуры лошади оказалась трещина, а алебастр местами начал отваливаться, отчего фигура делается безобразной»  В конце концов у лошади отвалился хвост, и обер-полицмейстер докладывал об опасности для пешеходов.
Кони, смотрящие в сторону Адмиралтейства подкованы, а смотрящие в сторону площади Восстания – не подкованы. В 18 веке на Литейном проспекте находились литейные мастерские и кузницы. По легенде, те кони, что смотрят на Литейный, в сторону кузниц, не подкованы, а подкованные кони идут от кузниц.
После реконструкции переправы в 1908г.  на ней появилась табличка «Аничкин мост». Это не осталось незамеченным потомками М.О. Аничкова, обратившимся в городскую управу с просьбой исправить ошибку, ведь их предки носили фамилию Аничковы, а не Аничкины. После наведения справок историческая справедливость была восстановлена. Они покидали свои постаменты дважды: В 1941 г., во время блокады, скульптуры были сняты и закопаны в саду Аничкова дворца, и не зря. В ночь на 6 ноября 1942 г. 250-килограммовая бомба попала в переправу, отчего 30 метров чугунной решётки и гранитная тумба оказались в Фонтанке. Чугунные решетки в середине 1990-х годов были сняты, зарисованы и заново перелиты в Челябинской области на заводе в городе Снежинске, о чем свидетельствует эмблема города на перилах.
В 2000 г. скульптуры 2-ой раз снимались с моста для реставрации

Петербург — город мировых культур