1288449694_beggrovИдея постройки резиденции для великого князя Михаила Павловича принадлежит его отцу, императору Павлу I. В 1798 г. сразу после рождения сына Михаила Павел I повелел откладывать каждый год по несколько сот тысяч рублей для постройки дворца find out here. Императору так и не довелось увидеть воплощение своей идеи, в результате дворцового заговора он погиб. Однако воля государя выполнялась. И когда вел.кн.Михаилу Павловичу исполнился 21 год, императором Александром I было принято решение о начале строительства. Архитектором строящегося Михайловского замка стал Карл Росси. Над проектом он начал работать в 1817 году В центре Петербурга оставался пустырь. Здесь зодчим был спланирован не просто дворец, а русская усадьба, в которой главный корпус и два боковых флигеля образуют единое целое.
Одновременно с постройкой Михайловского дворца архитектор создал площадь перед ним (Михайловская, ныне — площадь Искусств), новые улицы (Инженерную и Михайловскую), продлил Садовую и Итальянскую улицы.
Строительство началось 26 июля 1819г. Для надёжности и прочности все строительные работы вели только в тёплое время года. Зимой подрядчики занимались закупкой строительных материалов, расчётами, проектированием.
Михайловская улица открывает вид на главный корпус здания, к которому по бокам примыкают два служебных корпуса. В одном из них размещались кухни, в другом — манеж и конюшни. Со стороны Марсова поля появился усадебный Михайловский сад. В 1822 окончание строительства Михайловского дворца Росси доверил Н.Ткачёву, т.к. зодчий получил заказ в Павловске.В 1825 году завершена отделка интерьеров.
Карлу Росси за исполненную работу был пожалован орден Святого Владимира 3-й степени, пожалован участок земли для строительства собственного дома за казённый счёт.
Михайловский дворец обошёлся казне в 7600000 руб. Из них три миллиона Росси потратил на строительство, а 4 —на украшение. Известно также, что управляющий Кабинетом граф Гурьев требовал от Росси оформления Михайловского дворца скромнее, нежели чем Аничкова. Вероятно, приближённые императора уже знали, что Александр I готовит себе в преемники вел.кн.Николая Павловича, жившего в Аничковом дворце. Поэтому украшения жилища будущего Николая I должны были быть богаче, чем убранство дворца вел.кн.Михаила Павловича. Но Александр I лично утвердил эскизы интерьеров, поэтому Росси смог ответить отказом Гурьеву в его требовании.
Освящение Михайловского дворца состоялось 30 августа 1825 года. В этот день здесь состоялся праздничный обед. А уже на следующий день, 1 сентября император Александр I уехал из Санкт-Петербурга, больше сюда уже не вернувшись.
МихПвлСразу же после освящения дворца великий князь Михаил Павлович с супругой переехали сюда из Зимнего дворца. В 25 лет Михаил Павлович женился на своей двоюродной сестре, 16-летней Фридерике Шарлотте Марии, старшей дочери принца Вюртембергского Павла Генриха Карла Фридриха Августа (в православии Елена Павловна). Его брак с великой княгиней Еленой Павловной, красавицей и умницей, был исключительно неудачен.  Рассказывают, что когда адъютант осведомился, намеревается ли его императорское высочество праздновать 25-летний юбилей своей свадьбы, то Михаил Павлович ответил: «Нет, любезный, я подожду еще пять лет и тогда отпраздную годовщину моей тридцатилетней войны!»
Личные покои Михаила Павловича располагались на первом этаже. Cpeди его шести комнат здесь был Арсенал с коллекцией оружия и мундиров(в юго-восточном углу). В Арсенале хранился подарок имп. Николая I — три боевые пушки, решившие исход восстания на Сенатской площади 14 декабря 1825г.Михаил Павлович был беззаветно предан своему брату Николаю I- «Я хочу, чтобы не меня, а брата любили». На первом этаже также были квартиры придворных. На его северной стороне — запасные, гостевые комнаты. В погребном этаже находились дворцовые кухни, хозяйственные помещения.
На втором этаже находились великокняжеские Кабинет, Библиотека, Гостиная, Приёмная и Передняя. В парадные помещения вела Парадная лестница. Залы для балов и приёмов шли от вестибюля по западной стороне и заканчивались на северной стороне. Вдоль линии залов шли узкие коридоры для прислуги. На антресольный этаж вели Сервизная(в западной части дворца) и Церковная (в восточной части) лестницы.Церковная — в комнаты прислуги,в домовую церковь, освящёную во имя архангела Михаила. В центре анфилады второго этажа со стороны сада Росси был устроен Белый зал. Его художественное оформление был особенно впечатляющим.
Восторженные отзывы вызвал Михайловский дворец у посетившего его лорда Ливсона Гранвилла, бывщего много лет послом Великобритании в Париже. Слухи о новой великокняжеской резиденции дошли и до короля Великобритании Георга IV.Он обратился к русскому императору с просьбой изготовить для него модель дворца. Императором было указано «на приготовление модели с большой белой гостиной комнатой … для отправления оной к королю английскому, выдать … архитектору Росси пять тысяч рублей на задатки художникам и мастерам». Модель, шириной в 2 метра, длиной в 2 метра,изготовил мастер Николай Тарасов.Об убранстве Михайловского дворца можно судить по сохранившемуся у же упомянутому Белому залу. Здесь уцелели роспись плафона и мебель,
изготовленная по эскизам Росси.

С Карлом Росси над созданием интерьеров Михайловского дворца работали скульпторы С. Пименов и В. Демут-Малиновский, художники Д.Б. Скотти, А. Виги, Б. Медичи, П. Скотти, Ф. Брюлло, мраморщик Я. Щенников, резчикиФ. Степанов, В. Захаров, паркетчик С. Тарасов, мебельные мастера В. Боков, И. Боуман, А. Тур… Внутренное убранство обошлось дороже, чем строительство самого здания. Обои Царскосельской фабрики стали новинкой для того времени. Паркет был изготовлен из драгоценных пород дерева: красного, чефразового, сахарданового, фиолетового, чёрного,пальмового. Стоимость одной квадратной сажени паркета составила 160 рублей.

y_f3f262edШирокая гранитная лестница у входа в здание украшена двумя статуями львов. Эти львы были отлиты в 1824
специально для Михайловского дворца. Они являются копией античных статуй, найденных в нач.XVIIIв. при раскопках в Риме. Тогда была найдена фигура льва, опирающегося лапой на шар. Долгое время эта скульптура вместе с отлитой такой же парной украшала итальянские архитектурные ансамбли. А в конце XVIII века их копии привезли в Академию художеств.При вел.кн.Михаиле Павловиче в Михайловском дворце велась бурная жизнь, часто проходили великосветские балы. Ежедневно хозяин дворца принимал здесь военных и гражданских лиц. Иногда здесь проводились заседания различных комитетов, устраивались полковые праздники, давались аудиенции по случаям вступлений в должности.
В Михайловском дворце какое-то время жил герой войны 1812 года, генерал-майор Д.В. Васильчиков. За порядком во дворце присматривали ветераны-инвалиды. Общее количество обслуги летом доходило до 300человек, зимой — до 600. Главные должности занимали отставные военные, сослуживцы Михаила Павловича.

В 1849 году Михаил умер. 28 августа Михайловский дворец перешёл к его вдове, великой княгине Елене Павловне. При к.Брюловней события здесь проходили не менее бурно. Она приглашала на встречи общественных деятелей,музыкантов, учёных, писателей. Во дворце проходили заседания салона Елены Павловны. Она встречалась с Пушкиным, у неё бывали Тютчев, Жуковский. Великая княгиня помогала художникам А. Иванову,К. Брюллову, И. Айвазовскому. Её салон посещал Н. Миклухо-Маклай. Здесь при помощи Елены Павловны А. Рубинштейн основал Русское музыкальное общество, а затем и первую в России Консерваторию. Михайловский дворец стал своеобразным культурным центром. По четвергам сюда съезжались государственные люди, учёные, литераторы, художники. Иногда эти «четверги» посещал сам Николай I. Бывал здесь и прусский посланник в России Отто фон Бисмарк (будущий канцлер Германии). Немного позже Михайловский дворец посещал и имп.Александр II с супругой имп.Марией Александровной. Великая княгиня устраивала в Михайловском дворце не уступающие императорским балы. Марких де Кюстин, поражённыйувиденным писал: Желтая княгиня Елена для каждого устраиваемого ею праздненства придумывает, как мне передавали, что-нибудь новое, оригинальное, никому не знакомое, И на этот раз свет отдельных групп цветных лампионов живописно отражался на колоннах дворца и на деревьях сада, в глубине которого несколько военных оркестров исполняли симфоническую музыку, Группы деревьев, освещенные сверху прикрытым светом, производили чарующее впечатление, так как ничего не может быть фантастичнее ярко освещенной зелени на фоне тихой, прекрасной ночи. Большая галерея, предназначенная для танцев, была декорирована с исключительной роскошью.

После Елены Павлоены дворец унаследовала её третья дочь, вел.кн.Екатерина Михайловна, вышедшая замуж
за герцога Георга Августа Мекленбург-Стрелицкого. Через четырнадцать лет супружеской жизни Екатерина Михайловна отдалилась от мужа и поселилась в Манежном флигеле. Для неё архитектором Е.А. Прейсом в нём была создана 8-комнатная квартира с окнами на Инженерную улицу и Парадный двор со входом из центрального проезда во флигель. Здесь она и умерла в апреле 1394 года.

Михайловский дворец Екатерина Михайловна завещала своим детям. Для них (дочь Елена, сыновья Георг и Михаил) были отведены четыре комнаты — Спальня принцессы. Ковровая, Гимнастическая, Спальня принцев. Они располагались в южной части первого этажа, справа от входа. Зимой 1390 года к свадьбе Георга-младшего с бывшей фрейлиной двора великой княгини Екатерины Михайловны Н.Ф. Вонлярлярской архитектором К.Е. Прейсом в нижнем этаже Фрейлинского (западного) флигеля была создана 13-комнатная квартира.

В 1391 году принцесса Елена Георгиевна вышла замуж за своего троюродного брата принца Альберта Саксен-
Альтенбургского. Для них была перестроена часть бывших покоев Георга — Малая свитская, Свитский кабинет и Спальня.
В Большом угловом кабинете устроили Спальню принца Альберта. Бывшие детские комнаты под своё жильё приспособил герцог Михаил. Здесь он хранил свои коллекции сервизов: золотой чайный, большой французский серебряный, серебряный туалетный, а кроме того и старинный фарфор, шпагу украшенную бриллиантами и изумрудами и другие ценности.

При новых владельцах с 1894г. дворец стал доходным домом, здание начало разрушаться. После смерти Елены Павловны парадные залы стали сдавать в наём для проведения международных конгрессов, устройства кружков, курсов. Чтобы как то окупить содержание дворца, в западном флигеле организовали канцелярию Дворцового ведомства. После кончины Екатерины Михайловны император Александр III из уважения к ней подписал её завещание даже не прочитав его. Но по брачному контракту княгиня и её дети становились подданными Мекленбург-Стрелицкого герцогства. В тоже время, по закону Михайловский дворец должен был принадлежать Романовым.  Александр III счёл нужным выкупить Михайловский дворец за казённый счёт. В нём он предложил устроить Ксениинский институт (по имени своей дочери), при условии, что никто из членов царской семьи не пожелает поселиться во дворце.
После смерти Александра III его сын имп.Николай II поручил министру финансов С.Ю. Витте провести переговоры с принцем о выкупе Михайловского дворца. Сговорились на сумме в 4 000 000 рублей. Сделка была совершена 20 января 1895г.Прежним владельцам было дозволено забрать себе некоторые предметы убранства, связанные с историей семьи. В итоге ими Михайловский дворец был практически полностью опустошён. Были сняты все люстры, двери, даже разобраны камины. Имп.Николаю II Витте предложить переселиться в Михайловский дворец из Зимнего. После отказа министр напомнил императору, что его отец собирался устроить в нём Ксениинский институт. Однако, для его нужд уже было решено передать Николаевский дворец.

Тогда Витте предложил устроить здесь Русский музей имени императора Александра III. Это предложение и было принято. 13 апреля 1895г. именным указом император Николай II учредил «Русский Музей Императора Александра III» и передал для него весь дворцовый комплекс. Решение о создании Русского Музея было принято в связи с тем, что Эрмитаж к тому времени уже был наполнен произведениями иностранных мастеров, а для отечественного искусства отводился только одинзал. Для произведений русских мастеров было решено организовать отдельное заведение. Управляющим музеем по указу непременно должен был быть член Императорского Дома. Первым управляющим стал великий князь Георгий Михайлович.Для нужд музея здание Михайловского дворца было перестроено по проекту В. Свиньина. Им был снесён восточный корпус (конюшни) и манеж. На их месте в 1900-1911 годах построено здание Этнографического отдела музея. Полностью был иперестроены интерьеры дворца. От интерьеров Карла Росси остались лишь Парадная лестница и Белый зал.

f0bf71dfb594171fd1f7747e352786a2В связи со значительным увеличением коллекции в 1910-1914 годах Леонтием Николаевичем Бенуа был спроектирован новый корпус, своим боковым фасадом выходящий на канал Грибоедова (тогда Екатерининский). Закладка этого здания состоялась 27 июня 1914 года, но строительство было отложено начавшейся Первой Мировой войной. Уже после её окончания, при советской власти, корпус был построен. Он получил имя своего создателя — «корпус Бенуа».

Сегодня Русский музей является одним из самых известных не только в Санкт-Петербурге, но и во всей России. Здесь можно увидеть художественные произведения Андрея Рублёва, Ф. Шубина, К. Брюллова, Ф. Бруни, О. Кипренского, А. Иванова, И. Репина, А. Куинджи, И. Шишкина, В. Серова, М. Врубеля, Б. Кустодиева, К. Малевича, М. Шагала, К. Петрова-Водкина и многих других. Русский музей сегодня размещается в зданиях — памятниках архитектуры XVIII-XIX веков, в числе которых Михайловский, Строгановский, Мраморный дворцы, Михайловский замок, Летний дворец Петра I и Домик Петра I. Музейное пространство дополняют Михайловский и Летний сады.

Михайловский дворец