Медный всадник«Медный всадник»первый установленный (и второй созданный) в России памятник. Поэтому его долго называли просто «Памятник».
Краткая предистория: До имп.Петра I никто не решался нарушил церковный запрет: «Не сотвори себе кумира». Имп. Петр I  приглашает  Б.К.Растрелли( старшего) для создания памятника Первому императору Российскому. В 1724г. одобрил его восковую модель, но… не успел отлить в полную величину. Имп.Елизавета Петровна изготовила памятник отцу в полную величину, но…не успела установить.   Имп.Екатерина II, дама скромная, понимая, что установка уже готового памятника не принесет ей большой славы, приказывает… утвержденный имп.Петром I  памятник убрать  в амбар, а сама принимается за дело. История первого памятника, напоминает судьбу ее сына имп.Павла I. Официально Екатерина была регеншей при сыне, и при совершеннолетии Павла, должна была осободить престол. Но…она дарит сыну Гатчину, «убирая» его  подальше от столицы. А по городу распространяются слухи о чудачествах Павла, и даже о его незаконнорождении. И может не случайно на открытии нового памятника Петру I наследник Павел Петрович не присутствовал. Мтушка отправила его за границу, не дай Бог, кто-нибудь вспомнит о его правах на престол.Не случайно, став императором, ПавелI  повелевает достать из амбара и установить перед  Михайловским  замком памятник Петру I  с надписью «Прадеду Правнук 1801».

Медный всадник — история создания.
Инициатива создания памятника Петру I принадлежит  имп.Екатерине II. По ее приказу кн.Александр Михайлович Голицын обратился к профессорам Парижской Академии живописи и скульптуры Дидро и Вольтеру, мнению которых Екатерина II полностью доверяла. Известные мастера рекомендовали для этой работы Этьен-Мориса Фальконе, работавшего в то время гл.скульптором на фарфоровом заводе.  «В нем бездна тонкого вкуса, ума и деликатности, и вместе с тем он неотесан, суров, ни во что не верит. .. Корысти не знает», — писал Дидро о Фальконе.
Этьен-Морис Фальконе всегда мечтал о монументальном искусстве и получив предложение создать конную статую колоссального размера, не раздумывая согласился. 6 сентября 1766 он подписал контракт, в котором вознаграждение за работу определялось в размере 200 тысяч ливров( другие мастера просили значительно больше). 50-ти летний мастер приезжает в Россию с 17-летней помощницей Мари-Анн Колло.
Мнения об облике будущей скульптуры были самые разные. Так, руководивший созданием памятника Президент Императорской Академии искусств Иван Иванович Бельской представлял скульптуру Петра I, стоявшего в полный рост с жезлом в руке. Екатерина II видела императора, восседающим на коне с жезлом или скипетром., Дидро задумал памятник в виде фонтана с аллегорическими фигурами…  Фальконе отверг традиционный облик монарха-победителя . «Монумент мой будет прост. Там не будет ни Варварства, ни Любви народов, ни олицетворения Народа… Я ограничусь только статуей этого героя, которого я не трактую ни как великого полководца, ни как побе­дителя, хотя он, конечно, был и, тем и другим. Гораздо выше личность созидателя, законодателя, благодетеля своей страны, и вот ее-то и надо показать людям», — писал он Дидро.

Работа над памятником Петру I.

Фальконе создавал модель скульптуры с 1768 по 1770 гг. на территории бывшего временного Зимнего Дворца имп.Елизаветы Петровны. Из императорских конюшен были взяты две лошади Орловской породы Каприз и Бриллиант. Фальконе делал зарисовки, глядя как гвардейский офицер взлетал на лошади на помост и ставил ее на дыбы. Модель головы Петра I Фальконе переделывал несколько раз, но так и не добился одобрения Екатерины II и в результате голову Медного всадника успешно вылепила Мари-Анн Колло. Лицо Петра I получилось мужественным и волевым, с широко открытыми глазами и озаренным глубокой мыслью. За эту работу девушку приняли в члены Российской Академии художеств и Екатерина II назначила ей пожизненную пенсию в 10 000 ливров. Змею под ногами коня выполнил русский скульптор Федор Гордеев.
Отдельно стоит упомянуть об основании памятника.По замыслу скульптора основанием памятника служит естественная скала в виде волны. Форма волны служит напоминанием о том, что именно Пётр I вывел Россию к морю. Поиском камня-монолита Академия художеств занялась когда ещё не была даже готова модель памятника. Нужен был камень, высота которого составила бы 11,2 метра.Вскоре откликнулся крестьянин Семен Вишняков, давно приметивший подходящую глыбу около деревни Лахта. Существует легенда, что именно с него, сидя на коне, имп.Пётр I обозревал место для строительства новой столицы России. Так называемый «Гром камень» весит 1600 тонн.  Необработанный кусок скалы, ставший пьедесталом, изначально весил более 2200 тонн.
Работы по подготовке скалы к перемещению начались 26 сентября 1768 года. Рядом с ней построили казармы для 400 рабочих, а затем до берега Финского залива прорубили просеку шириной 40 метров. Далее раскопали скалу, которая ушла в глубь земли на пять метров. От неё отделили отколотую ударом молнии часть, которую поделили ещё на две части. Скалу освободили от лишних наслоений, она сразу полегчала на 600 тонн.
12 марта 1769 году «гром-камень» рычагами водрузили на деревянную платформу. Дальнейшие работы по укреплению грунта проводилась летом 1769 года. С наступлением зимы, когда проложенная дорога промёрзла на полтора метра, скалу при помощи огромных домкратов приподняли, платформу заменили специальной машиной, созданной специально для перевозки столь необычного груза. Машина представляла собой платформу, опиравшуюся на 30 металлических шаров. Эти шары передвигались по деревянным желобчатым рельсам, обитым медью.Первоначально шары сделали из чугуна. Над    де Ласкари смеялись, не веря в возможность «передвижения скалы при помощи яиц». И смеялись не без основания, так как чугунные шары действительно раздавились под тяжестью груза. Но вылитые после этого детали из бронзы выстояли. На происходящее действо приезжали смотреть многие петербуржцы. Некоторые из наблюдателей собирали осколки камня и заказывали себе из них набалдашники на трость или запонки. 20 января 1770 г. приехала и имп.Екатерина II, в присутствии которой скалу передвинули на 25 метров. В честь необыкновенной транспортной операции императрица повелела отчеканить медаль, на которой написано «Дерзновению подобно. Января, 20. 1770».

Отливка Медного всадника

Скульптура была задумана колоссальных размеров( 8тонн) и литейщики не брались за эту сложную работу. Иностранные мастера за литье требовали огромные деньги, а некоторые откровенно говорили, что отливка не удастся. Наконец, нашелся литейщик, пушечных дел мастер Емельян Хайлов, взявшийся за литье Медного всадника. Вместе с Фальконе они подбирали состав сплава и делали пробы. Сложность состояла в том, что скульптура имела три точки опоры и поэтому толщина стенок передней части статуи должна была быть небольшой – не более одного сантиметра.
Во время первой отливки труба, по которой заливалась бронза, лопнула. В отчаянии Фальконе выбежал из мастерской, но мастер Хайлов не растерялся, снял свой армяк и намочил его водой, обмазал глиной и приложил как заплату к трубе. Рискуя своей жизнью, он предотвратил пожар, хотя сам получил ожоги рук и частично повредил зрение. Верхняя часть Медного всадника все равно была испорчена, ее пришлось срубить. Подготовка к новой отливке заняла еще три года, но на этот раз она прошла удачно и в честь успешного завершения работы скульптор в одной из складок плаща Петра I оставил надпись «Лепил и отливал Этьен Фальконе парижанин 1788 года».
На вновь созданном памятнике появляется надпись «Петру I ЕкатеринаII 1782г.».  Императрица хотела  чуть иначе «Екатерина II Петру I», лишь в последний момент она все же уступает первое место Петру I.

Установка Медного всадника.4efd4c4c784989e61a2fa690cd91e1d6

В 1778 году отношения Фальконе с Екатериной II окончательно испортились и вместе с Мари-Анн Колло он был вынужден уехать в Париж.Этот монумент был последним творением мастера, больше он не создал ни одной скульптуры.
Установкой Медного всадника руководил Федор Гордеев и 7 августа 1782 года состоялось торжественное открытие монумента, но его создатель так и не был приглашен на это событие. Военным парадом на торжестве руководил князь Александр Голицын, а Екатерина II прибыла по Неве в шлюпке и поднялась на балкон здания Сената. Императрица вышла в короне и порфире и дала знак открыть памятник. Под барабанную дробь полотняная ограда с монумента упала и полки гвардейцев прошли по набережной Невы.
Императрица по случаю открытия памятника издала манефест о прощении и даровании жизни всем приговоренным к казни, были освобождены узники, томившиеся в заключении более 10 лет за казенные и частные долги. Были выпущена серебряная медаль с изображением монумента. Три экземпляра медали были отлиты из золота. Екатерина II не забыла о создателе памятника, по ее указу великому скульптору золотую и серебренную медали вручили в Париже .

 

Медный всадник