Исаакиевский собор — крупнейшее сооружение Петербурга. Его золоченый купол,высотой 101.6м. царит над  городом. Собор по своим размерам является четвёртым в мире.  При площади 4000 квадратных метра он может вместить до 12 000 человек. (Он уступает собору Св.Петра в Риме, собору Св.Павла в Лондоне и собору Св. Марии во Флоренции.)
История Исаакиевского собора начинается в 1710 г., когда близ Адмиралтейства, в Адмиралтейском сарае, была устроена временная деревянная церковь прп.Исаакия Далматского — в день памяти которого родился  имп. Петр I. В 1717 г. по проекту арх. Г. Маттарнови на берегу Невы, приблизительно там, где ныне стоит памятник Петру I, началась постройка большой каменной Исаакиевской церкви с многоярусной колокольней. Этот храм  сильно пострадал от пожара и через некоторое время был разобран. Новый проект собора принадлежал А. Ринальди. Строительство собора началось в 1768 г. и  было закончено только в 1800г. (более 30лет).арх.В. Бренна, значительно изменившим проект. В результате получилась неудачная, и приземистая постройка, никак не соответствующая величественному ансамблю русской столицы, выдержанному в стиле классицизма. В 1810-х г. был объявлен конкурс на разработку проекта нового собора, но он не дал результата.
9апреля 1816 г. «отсыревшая штукатурка упала на правый клирос..падением своим сделала сильный удар..». Собор закрыли. Был объявлен новый конкурс. …Архитектор явился сам. Это был француз Огюст Монферран, приехавший в Россию в 1816 году. Он представил сразу 24 варианта проекта собора во всех видах: в византийском, романском, готическом классическом стилях и даже в духе китайской и индийской архитектуры. (До этого в Париже Монферран приподносил имп.Александру I свои альбомы). Рассмотрев  альбом проектов, император  утвердил вариант пятиглавого собора в классическом стиле. Новый Исаакиевский собор был торжественно заложен 26 июля 1819 г.
Однако Монферран — талантливый архитектор-рисовальщик, совершенно не имел опыта как архитектор-строитель и в своем проекте допустил ряд серьезных технических ошибок. Поэтому уже вскоре после начала строительства пришлось  создать специальную комиссию Академии художеств во главе с ее президентом А. Н. Олениным для исправления проекта.  Большую роль в строительстве Исаакиевского собора сыграл талантливый инженер, генерал-лейтенант А. А. Бетанкур.
Возведение собора  продолжалось 40 лет, с 1818 по 1858 год. В те времена в столице одновременно шли три грандиозные стройки: железная spusk_kolonny_01дорога между Петербургом и Москвой, первый постоянный мост через Неву и Исаакиевский собор. Салонные пересмешники соревновались kamenolomlnyв остроумии: «Мост через Неву мы увидим, но дети наши не увидят, железную дорогу мы не увидим, но дети наши увидят, а Исаакиевский собор ни мы, ни дети наши не увидят».  Для строительства была построена «Исаакиевская деревня»,где были 2 казармы для 400 рабочих летняя и зимняя, госпиталь,мельница для изготовления цемента,склады… .
Под фундамент Исаакиевского собора вырывались глубокие траншеи, из которых выкачивалась вода. Затем в грунт вертикально вбивали просмоленные сосновые сваи] диаметром 26—28 см. и длиной 6.5 м. Расстояние между сваями в точности соответствовало их диаметру. Сваи забивались в землю тяжёлыми чугунными бабами с помощью во́ротов, приводимыми в движение лошадьми. По каждой свае делали десять ударов. Если после этого свая не входила в землю, то её с разрешения смотрителя обрезали. После этого все траншеи были соединенны между собой и залиты водой. Когда вода замёрзла, сваи были спилены под один уровень от поверхности льда. Всего под фундамент было забито 10 762 сваи. В общей сложности сооружение фундамента заняло около пяти лет.
Вырубка гранитных монолитов для колонн собора велась в каменоломне Пютерлакс недалеко от Выборга. Преимуществом именно этого места для каменоломни было большой запас гранита, близость Финского залива с глубоким фарватером и почтового тракта. Вот что отметил в своём дневнике Монферран, впервые посетив каменоломню: «Удивление, которое мы испытывали, когда увидели… гранитные скалы, было, конечно, велико, но оно сменилось прямо восхищением, когда позже мы любовались в первом карьере семью необработанными ещё колоннами…»
Работами на каменоломне руководил подрядчик С. К. Суханов, который также участвовал в работах по созданию Ростральных колонн и Казанского собора. В Пютерлаксе он применил следующий метод выломки монолитов. На отвесной гранитной скале отмечали контур заготовки, затем по этой линии сверлили отверстия, в которые затем вставляли железные клинья. Сильные рабочие по условному знаку одновременно били по клиньям тяжёлыми кувалдами. Операция повторялась несколько раз до тех пор, пока не появится трещина. В неё закладывали железные рычаги с кольцами, в которых были закреплены канаты. За каждый канат брались по сорок человек и, оттягивая их в стороны, отодвигали заготовку. В образовавшийся промежуток закладывались берёзовые распорки, удерживавшие монолиты в таком состоянии. Далее рабочие пробивали отверстия в заготовке и запускали в них крючья с канатами прикреплёнными к стоящим рядом во́ротам, с помощью которых монолит окончательно отделялся от скалы и скатывался на заранее приготовленный деревянный помост.
Следующим этапом строительства было возведение портиков до постройки стен собора. Для подъёма колонн были построены специальные леса. В стороне были установлены 16 чугунных во́ротов-кабестанов, на каждом из которых работало по 8 человек. Колонну обшивали войлоком и циновками, обвязывали корабельными канатами и вкатывали в один из пролётов лесов, а концы канатов через систему блоков закрепляли на кабестанах. Рабочие, вращая во́роты, приводили монолит в вертикальное положение. Установка одной 17-метровой колонны весом 114 тонн занимала около 45 минут. Монферран в своих записях отмечал, «что деревянная конструкция лесов… столь совершенна, что при всех сорока восьми установках колонн ни разу не было слышно даже простого скрипа».ustanovka_kolonn
Первая колонна была установлена 20 марта 1828 года в присутствии царской семьи, иностранных гостей, многих архитекторов, специально приехавших для этого торжества, и простых горожан, заполнивших собой площадь и крыши окрестных домов. Под основание колонны была заложена платиновая медаль с изображением Александра I.(Крайняя справа в первом ряду северного портика).
Для постройки опорных пилонов и стен собора для бо́льшей прочности применяли гранитные прокладки и металлические связи различного профиля. Толщина стен составляла от 2.5 до 5 метров. Толщина наружной мраморной облицовки составляла 50—60 см, внутренней — 15—20 см.
1837 году, когда было завершено основание купола, была начата установка 24 верхних колонн, которая была очень трудна. Колонны подымались наверх по наклонному настилу на специальных тележках при помощи оригинальных механизмов. Для поворота колонн использовались приспособления из двух чугунных кругов, в борозду нижнего из которых вставлялись шары.Одна из колонн сорвалась, Монферрран чудом спасся.
Следующим этапом строительства собора было сооружение купола. Монферран  предложил сделать его не кирпичным, а полностью металлическим. Расчёты купола выполнил инженер П. К Ломновский.   При отливке купола  было использовано 490 тонн железа, 990 тонн чугуна, 49 тонн меди и 30 тонн бронзы. Купол Исаакиевского собора стал третьим куполом в мире, выполненным с применением металлических конструкций и оболочек (после башни Невьянского завода на Урале,  1725 г., и купола Майнцского собора — в 1828г.).
Конструктивно купол состоит из трёх взаимосвязанных частей, образованных чугунными рёбрами: нижней сферической, средней — конической и наружной — параболической.

A

Диаметр наружного свода составляет 25.8 м, нижнего — 22.15 м. Для создания теплоизолирующего слоя пространство между фермами было заложено более 100тыс. гончарных горшков конической формы. Помимо теплоизоляции, горшки улучшают акустику храма.
Нижний сферический купол был обшит досками, обит просмолённым войлоком и оштукатурен. Внутренний конический купол покрыт медными листами, окрашенными в голубоватый тон, с большими бронзовыми лучами и звёздами, создавшими эффектную картину ночного неба. Снаружи купол покрыт плотно пригнанными друг к другу медными

позолочёнными листами. Для  золочения купола использовали 100 кг. золота. Золочение куполов собора в 1838—1841 г.г. проводилось методом огневого золочения парами ртути.При этом отравились и умерли 60 мастеров. Всего же в строительстве собора приняло участие 400 000 рабочих — государственных и крепостных крестьян.
Почти 15 лет шли работы по внутренней отделке здания. К работам по отделке собора были привлечены живописцы К. П. Брюллов, Ф. А. Бруни, П. В. Басин, В. К. Шебуев, скульпторы П. К. Клодт, И. П. Витали, А. В. Логановский, Н. С. Пименов и др.
Исаакиевский ещё именуют «музеем минералов», в его убранстве использовано 43 вида минералов, включая 14 тонн мрамора,  2,1 тонны малахита  и  51 килограмм лазурита.«Царские врата» обрамляют две колонны из драгоценного бадахшанского лазурита. Иконостасы собора сделаны из белого итальянского мрамора в сочетании с мозаичными панно, накладной золоченой бронзой к колоннами из малахита и лазурита. Серый мраморный пол с мозаичными вставками обрамляет фриз из красного шокшинского кварцита. 62мозаичные картины можно видеть на стенах Исаакиевского собора. Эти мозаики изготовлены в 185 -1914 г.г.х и отличаются исключительным разнообразием и богатством красок.
1397734596_isaakievskiy-sobor-interer-s-carskimi-vratamiНа постройке Исаакиевского соборы было впервые применено множество технических новинок и усовершенствований, в частности — гальванопластика, открытие академика Б. С. Якоби. С использованием этого метода отливались бронзовые скульптуры, украшающие интерьер храма. На украшение собора пошло около 25 пудов золота, а общая стоимость постройки составила 23 миллиона рублей.
Через месяц после освящения собора Монферран умер. Видимо, не случайно в литературе появилась легенда о предсказании смерти архитектора по окончании строительства собора.  Прожив 40 лет в России, Монферран так и не смог выучить русский язык — удивительный случай. Не менее удивительно «возведение» памятника в честь победы над его родиной — Александрийского столпа. Т.к. он был католиком, то имп.Александр II не разрешил похоронить его в одном из подземных сводов,как хотел Монферран. Вдова похоронила на одном из парижских кладбищ, но — непостижимый факт! — могила всемирно известного (по уверениям официальных историков) архитектора 0_33fd1_f414221d_L«затерялась «.
Исаакиевский собор был главным собором Российской империи. В Пасху первый удар его колокола был сигналом для всех колоколов Петербурга. После революции храм был разорён. Из него было вынесено 45 кг. золотых изделий, более 2 тонн серебряных украшений. В 1928 г. службы прекращены.В 30-е годы лишь противодействие С.М.Кирова помешала тогдашним обитателям Мариинского дворца снести купол собора,заслонявший вид на Неву из кабинетов городского Совета.
В годы Великой Отечественной войны золотой купол Исаакиевского собора был тщательно замаскирован. Т.к.он был самым крупным зданием, то немцы использовали его как es2117695ориентир, и видимо поэтому не трогали. Но, несмотря на это, причинены на стенах и колоннах местами сохранены следы от снарядов.
С 1948 года функционирует как музей «Исаакиевский собор». В 1950—1960-е года проведены реставрационные работы и собор ныне снова предстает во всем своем великолепии. На куполе устроена смотровая площадка, откуда открывается великолепная панорама центральной части города. Внутри храма был установлен маятник Фуко (в настоящее время демонтирован), который благодаря огромной длине наглядно демонстрировал вращение Земли.
В 1990 г. проведена первая церковная служба, и в настоящее время они проходят регулярно по праздникам и воскресным дням.
Колоннада Исаакиевского собора во многом является самостоятельной достопримечательностью Петербурга. Это самая известная смотровая площадка города на Неве. С 45-метровой высоты открывается панорама Невы и центральных районов Северной Пальмиры.Вид с колоннады красив и зимой и летом. В белые ночи перед гостем города открывается панорама мистического, призрачного, города белых ночей. Зимой турист может любоваться яркой подсветкой мостов, улиц и домов Петербурга.

Исаакиевский собор