Десять 5-ти метровых Атланта украшают портик Нового Эрмитажа

Атланты, Новый Эрмитаж

Атланты, Новый Эрмитаж

Создание нового здания для коллекции Эрмитажа обусловлено  непрерывным пополнением его коллекций. После пожара в Зимнем дворце 1837 г. император принял решение о строительстве нового музейного здания. Место для него было выбрано рядом с уже существовавшим музейным комплексом из Малого и Большого Эрмитажа. В 1838 г. Николай I побывал в Мюнхене и заказал Лео фон Кленце проект Императорского музеума для Петербурга.
Прибыв в С.-Петербург в мае 1839 г., Лео фон Кленце пробыл здесь 4месяца.Какого либо современного прототипа для здания музея тогда не существовало. Он выбрал стиль «неогрек»-наиболее подходящий  для нового типа здания, ведь произведения искусства, хранившиеся в нем, были созданы мастерами Древней Греции.  Гл.архитектор жил не в России, а приезжал на стройку при крайней необходимости (7раз). Работами руководили архитекторы В. П. Стасов и Н. Е. Ефимов.
Свою работу А.И.Теребенёв -сына автора горельефов на Адмиралтействе, начал в 1844г.  Увлекшись желанием получить заказ, он написал сметную сумму в 2 раза дешевле по сравнению с другими претендентами и обязался выполнить скульптуры за 2 года.
Для гигантских статуй был выбран сердобольский гранит, добываемый на берегах Онежского озера. Гранитные глыбы с большим трудом доставляли в Петербург, в специально устроенные мастерские на нижнем этаже Малого Эрмитажа. Образцами служили гигантские сборные атланты и в зале храма Зевса Олимпийского у древнегреческого города Агриджент в Сицилии (480 г. до Р. X.).
До этого скульптуры из сердобольского гранита не высекались. В отчете Академии художеств за 1845–1846 гг. В.И. Григорович писал: «Нигде в Европе и ни один скульптор не производит из гранита, как производили древние египтяне и греки. Теперь это египетское искусство стало русским, и огромные сфинксы не чудо при колоссальных кариатидах, исполненных и в лепке добросовестно, и из камня отлично Теребенёвым»*
Скульптор набрал 150 помощников-каменотесов и обучал их более года. Он сам размечал каждый монолит по глиняной модели будущего атланта, а затем мастера выполняли назначенное им дело. «Каждому было назначено свое дело, к чему кто приучен был: кто отделывал низы, кто руки, кто торс, кто ноги», — писал позднее Теребенев.  Лицо каждого атланта он делал сам. 18 .11.1845 г. за вылепленную из глины фигуру атланта Теребенев был удостоен звания академика. В целом на изготовление 10 атлантов потребовалось более 3-х лет работы. Условия договора, таким образом, не были выполнены, а денег на плату каменотесам не осталось. К тому же один монолит оказался с трещиной, и пришлось покупать новый. С трудом Теребеневу возместили перерасходованные сверх условий договора суммы.
5629043fa6633Но фигуры очень понравились императору Николаю I. За выполнение первой статуи скульптор получил от него бриллиантовый перстень. По окончании всех работ для Эрмитажа Теребеневу был пожалован орден Св. Анны III степени и значительная сумма сверх установленной платы. По велению императора такие же фигуры атлантов скульптор изготовил для подарка прусскому королю Фридриху Вильгельму. Мастер сам сопровождал статуи в Берлин, где также был награжден бриллиантовым перстнем.
В 1850 г. Теребенева назначили помощником начальника 2-го отделения Эрмитажа, а позднее он стал заведующим всеми скульптурными произведениями в императорских дворцах и парках.
В последующие годы Теребенев много трудился, однако превзойти самого себя после создания атлантов ему было не суждено. В разное время он выполнил бюсты писателя и историка Н. М. Карамзина, артиста В. М. Самойлова, графини С. А. Голенищевой-Кутузовой,  А.С.Пушкина (это было первое скульптурное изображение поэта), императора Николая I и его супруги императрицы Александры Федоровны, а также многих других.
В период расцвета своей творческой деятельности скульптор получал многочисленные заказы, и его доходы были весьма значительны. Но он быстро проживал все, что зарабатывал, тратясь на богатую обстановку, званые обеды и балы. При нужде в деньгах он легко расставался с нажитым, влезая в долги до получения следующего заказа. Так скульптор продал даже собственный дом. Вместе с тем скульптор всегда работал на вдохновении и не имел склонности к усидчивому труду. С годами он перестал получать выгодные заказы и разорился, увлекся алкоголем. Он перестал получать выгодные заказы и разорился. Из Эрмитажа он был уволен, не дослужив до пенсии. В 1858 году Tеребенёв заболел чёрной оспой и лёг в Мариинскую больницу. Его жена заразилась от него и умерла. Ее смерть окончательно подорвала силы, и он сделался ипохондриком. Весною 1859 года он простудился и лёг в Обуховскую больницу, где и умер 31 июля 1859 г. После него не осталось средств даже на похороны, которые были устроены за свой счёт мраморщиком Г. А. Балушкиным, помогавшим Теребенёву во время его работ для Эрмитажа. На кладбище за его гробом шли только Балушкин и К. A. Ухтомский.

  • Если всмотреться в фигуры атлантов, видно, что гранит в них различается по характеру зернистости и разной его полосчатости. Наиболее красив камень в атлантах со стороны Дворцовой площади, более неоднороден камень в фигурах со стороны Зимней канавки.
  • Первые трещины в стенах и перекрытиях Нового Эрмитажа были отмечены в 1880—1890-х гг.; вскоре был сделано предположение, что они связаны с появлением наклонной осадки фундамента. Портик жёстко связан с фасадной стеной здания: в уровне перекрытий (над 1-м этажом) и в уровне фундаментов (в подвальной части здания). В результате основная часть здания, нагруженная больше, оседая, увлекает за собой портик. Неравномерная осадка — крен в сторону здания — вызывает деформации: в измерениях 1997 г. max. горизонтальное смещение (до 4 см) было отмечено в верхнем уровне четырёх атлантов, расположенных по поперечным осям портика. По результатам исследования были сделаны рекомендации: каким-либо образом убрать жёсткую связь между портиком и зданием (например, сделав гибкое шарнирное соединение). Также предлагалось изменить соединение скульптур с балками-прогонами, исключив опирание балок — при этом для обеспечения устойчивости атлантов необходимо создать специальные горизонтальные связи. Однако до сих пор не дошло до какой-либо практической реализации этих рекомендаций.
  • Во время ленинградской блокады, 29 декабря 1941 года, в портик Нового Эрмитажа попал снаряд (один из 30 снарядов дальнобойных орудий, попавших в здания Эрмитажа). Один из атлантов был повреждён особенно серьёзно — на его торсе образовалась рваная «рана».

*-Однако Я.Зембницкий в брошюре «Об употреблении гранита…» (СПб., 1834. С. 9) отмечал, что еще в 1810 г. С.К. Суханов высек из сердобольского гранита прекрасный бюст Юпитера высотой 106 см для коллекции графа А.С. Строгонова online vytorin.

Атланты у Нового Эрмитажа